Сиена жженая занимает в моей палитре одно из главных мест. Последние несколько лет я пользуюсь, в основном, рембрандтовской сиеной на пигменте Br7. Так исторически сложилось, что я покупал ее по несколько тюбиков. Но все хорошее постепенно заканчивается, когда пишешь много и на больших форматах. Пришел черед и "Рембрандту". Я начал искать заменители, поскольку платить какие-то сумасшедшие деньги за 10-миллилитровый тюбик голландской краски желание пропало. И первая сиена, попавшаяся мне на пути, была сиена фирмы Гамма.
Я начал сравнивать. Основное достоинство акварели Рембрандт – в их сумасшедшей пигментированности. Из всех импортных (и, тем более, наших) красок, рембрандтовские самые насыщенные. Гамма полностью тут уступает:Кроме смены пигмента, Гамма на 1 мл уменьшила объем тюбика от стандартных 10 мл |
Сиена от Гаммы имеет более теплый оттенок, чем у Рембрандта. Это хорошо заметно в привычных смесях. Смотрите, например, как отличаются оттенки в смеси сиены жженой с холодным желтым (в данном случае пигмент Y3):
А вот как выглядит один из самых популярных замесов – сиена с ультрамарином: Видно, что у Гаммы сиена как бы выталкивает гранулы ультрамарина, а у Рембрандта такого не наблюдается. Сиена жженая плотно смешалась с ультрамарином и грануляция у замеса ровная.
Вывод, конечно, напрашивается банальный: дорогой Рембрандт лучше дешевой Гаммы🤣 Но это вывод слегка поверхностный. Сиена Гаммы и сиена Рембрандта – это разные краски. Да, насыщенность у Гаммы страдает, а, значит, она будет быстрее заканчиваться. Но если хочется внести небольшое разнообразие в палитру, при этом не меняя ее, то разные пигменты и разные замесы на их основе вполне достаточное основание для экспериментов.
Ну и цена: за один тюбик Рембрандта можно купить три-четыре тюбика Гаммы. Или один тюбик Гаммы, а остальное потратить на приличную бумагу. Это важнее.